"Прикоснись, и ты услышишь свое сердце"

Марта Блохина, Интернет-портал газеты «Щекинский химик», 28.02.2020 г.

«На сцене ДК химиков состоялся показ дипломной работы студентов 4 курса ГИТИСа – спектакля по повести Василя Быкова «Третья ракета» в сценической редакции Николая Лазарева.

Перед показом

2019 год в России был Годом театра. Нынешний, 2020-й, – Год памяти и славы – в честь 75-летия Победы над фашистской Германией. И вот уже второй год подряд лучшие московские, тульские, калужские театры приезжают с показами спектаклей в Щекинский район, в Щекино и поселок Первомайский. Проект Российского института театрального искусства нашел поддержку на федеральном уровне, а благодаря инициативе депутата Государственной Думы Наталии Пилюс и помощи компании «Щекиноазот» первым ценителем его проекта «По дорогам фронтовых театров» стал именно первомайский зритель.

...Перед тем, как в зале погас свет и на сцене началось действие, собравшихся приветствовала Наталия Пилюс, представившая столичных гостей зрителю. Она вручила благодарности руководителю учебно-театральных программ ГИТИСа, руководителю проекта «По дорогам фронтовых театров» Марине Кирюшкиной и народному артисту РФ, художественному руководителю театрально-актерского факультета Российского института театральных искусств Николаю Лазареву, режиссеру-постановщику спектакля «Третья ракета».

В интервью для журналистов Наталия Николаевна выразила искреннюю благодарность постоянному партнеру, спонсору всех театральных показов на щекинской земле – компании «Щекиноазот».

Николай Лазарев передал привет и сердечные поздравления всем с Днем защитника Отечества от ректора ГИТИСа Григория Заславского. Известный режиссер актерской мастерской рад, что приехал с проектом, посвященным 75-летию великой Победы, на героическую, опаленную огнем войны тульскую землю. Поделился впечатлениями о посещении мемориала Скорбящий воин, первого Вечного огня.

Прикосновение

Побывав там, москвичи, актеры из ГИТИСа, склонили головы у Памятника погибшим воинам, почтили память 75 захороненных там героев. Впервые услышали о славной истории этих мест, жарких боях, проходивших неподалеку от Ясной Поляны, там, где вырос потом поселок Первомайский.

Прикосновение к пробитой осколком солдатской каске, лежащей там у Вечного огня, вызвало огромное волнение, признался режиссер. «Эта каска была на парне, отдавшем свою жизнь за меня, за то, чтобы я жил сейчас», – сказал Николай Евгеньевич.

Творчество Василя Быкова особенно близко мастеру, ведь его отец – родом из Белоруссии, принявшей на себя громадную тяжесть фашистской оккупации, героически боровшейся и победившей вместе со всем советским народом. Победившей, несмотря на весь ужас войны и огромные потери. Четырехлетним ребенком отец Николая Лазарева встретил войну в Минске и провел в гитлеровской оккупации целых три года...

Неизвестная война

Театральный проект «По дорогам фронтовых театров» увидит зритель в других городах России и зарубежья, там, где шли бои, в городах, за освобождение которых когда-то гибли на передовой наши ребята, рассказал Николай Евгеньевич.

Это очень важно и нужно – рассказывать о войне, потому что речь – о той войне, о которой долгое время не говорили. О том, как она выглядит по-настоящему, изнутри, без героического пафоса, со всеми, подчас некрасивыми подробностями – ведь характер человека как раз и проявляется в полной мере в таких экстремальных, тяжелых обстоятельствах, и тут становится ясно, кто на что способен. Тот, от кого ждут храброго поступка, помощи, оказывается предателем, а тот, кто и сам себя считал слабым, идет на подвиг...

Василь Быков – писатель-фронтовик. И военные повести этого автора заслуженно занимают почетное место на книжных полках современных любителей литературы, читателей, кого интересует не вымысел, а действительная правда о войне. О ее буднях и героях тех военных дней, сумевших выстоять и победить. Произведения Василя Быкова – не боевички с захватывающим сюжетом, а суровые, правдивые, реалистичные повествования. Потому, наверное, и вызывают неподдельный, особый интерес и искренний отклик у современного зрителя.

Трудно надеть шинель

Особое место занимает этот спектакль в сердцах его непосредственных участников, студентов выпускного курса, сыгравших роли своих ровесников, на долю которых выпало погибать за свободу и жизнь будущих поколений. Погибать не «на миру», где и «смерть красна», а вот так – в окружении, с голыми руками против фашистских танков, под разрывами бомб и снарядов. Погибать, не сдаваясь...

Очень трудно все это, поделился чувствами в коротком интервью актер, студент ГИТИСа Александр Воробьев. Трудно даже просто надеть эту шинель, в которой вскоре будешь убит – пусть и фигурально, на сцене, но – убит, как тот твой ровесник, молодой человек, студент, недавно еще мечтавший об архитектуре и ввергнутый, как и миллионы сверстников, в смертельную схватку с врагом.

– Всегда думал, что играть про войну – это не мое. Но, разобрав пьесу, я вдруг понял, что быстро вживаюсь в роль, легко принимаю условия… Может, от того, что прадед рассказывал мне, как дошел до Берлина, или от той самой сильно развитой в русском народе генетической памяти, но оказалось, что ты принимаешь те тяжелейшие обстоятельства, и начинаешь жить в них естественно и просто, и поступать так, как необходимо в этот момент. Этот спектакль не о войне, а о людях, простых, обычных людях на этой войне...

И вот – долгожданный, всегда такой волнующий момент! – первые мгновения театрального действа, когда в зале гаснет свет, и все вокруг неуловимо и быстро меняется, превращая привычное окружение в другое, незнакомое, перенося в иную эпоху и почти в иное измерение...

...Это было стратегическое наступление войск 2-го и 3-го Украинских фронтов во взаимодействии с Черноморским флотом и Дунайской военной флотилией. Проведенная 20-29 августа 1944 года блестящая операция под названием «Ясско-Кишиневские Канны» позволила разгромить ясско-кишиневскую группировку немецких войск, завершить освобождение Молдавской ССР, вывести Румынию из войны на стороне Германии, открыть дорогу Красной Армии на Балканы.

Здесь, по повести Василя Быкова, в ходе немецкого наступления расчет советской сорокопятки оказался отрезанным от основных войск. Парни разных судеб, профессий и характеров в течение нескольких суток находятся рядом в окопе. Спят, едят, беседуют о жизни, обсуждают планы скорого – после победы – возвращения домой. Пишут письма: главное, что живы! Слушают соловья, соперничают за любовь. Отбиваются от фашистских налетов, перевязывают раны. И каждую минуту ожидают приказа отступить к своим, так как их тут всего несколько человек против целой вражеской армады...

Погибает командир расчета, бойцы гибнут в неравном бою один за другим. Но – стоят, держат оборону, ожидая возвращения товарища, отправленного к командованию за приказом. Но вместо него внезапно на эту забытую Богом высотку пробирается медсестра, принося весть о предательстве. И остается на передовой вместе с теми, кто еще жив. Остается, чтобы воевать и погибнуть рядом с ними. Снаряды уже кончились, и обороняться нечем. Фашисты снова начинают бомбардировку, снова идут в наступление.

Один, чудом уцелевший из всего расчета герой расстреливает гитлеровцев в упор, за неимением лучшего, – из ракетницы. Вдруг – взрыв, и – тишина... Сквозь нее прорывается близкое русское «ура!», грохот танков. Васю, полуоглушенного, находит в окопе сбежавший отсюда предатель. Вернулся вслед за наступающим частями Красной армии. Очнувшись, Лозняк в упор расстреливает его из ракетницы. Это – третья, последняя ракета...

Наше все

Зал встает, аплодируя молча. На лицах – застывшее выражение глубокой личной скорби. Так стоят у Вечного огня в минуту молчания. Многострадальная, мужественная, стойкая душа героического народа, полная достоинства, взирает сейчас из глубины веков, из глубины сердец...

Они все сейчас – там, в Яссах, в пекле боев за освобождение Румынии. Вместе с парнями, с замковым орудийного расчета, бывшим студентом педагогического училища Васей Лозняком. Стоят насмерть.

Немалую цену платят за каждый такой спектакль актеры – молодые люди, пока еще студенты. Ведь, выходя на сцену, они каждый раз сражаются и умирают, снова и снова в полной мере ощущая всю гамму чувств, и ненависть, и страх, и любовь, вместе со своими героями. Эмоциональное напряжение слишком велико, чтобы спокойно его пережить. Но они идут на это, потому что сегодня так понимают свой долг перед Родиной – свято хранить память о той войне, передавать живущим под мирным небом и солнцем поколениям. Спасибо, что они делают это.

Борис СОКОЛ:

– Для компании «Щекиноазот» было большой честью поддержать инициативу Российского института театрального искусства, одобренную на федеральном уровне: полномочным представителем Президента РФ в Центральном федеральном округе И.О.Щеголевым, помощником Президента РФ В.Р.Мединским.

Убежден: особенно нужны такие проекты сегодня, когда все чаще совершаются попытки переписать историю, фальсифицировать ее… Допустить это – значит повторить трагедию. Но мы хорошо усвоили уроки прошлого! Как знак глубочайшего уважения, огромной благодарности современного поколения в адрес поколения победителей – этот проект и эта встреча с театром.

Фото Андрея Тетерина

Наверх