"Третья ракета" - дипломный рассказ о войне"

Марина Смирнова (Гильдия драматургов России), "Реальная Россия", 10 февраля 2020 г.

На сцене учебного театра ГИТИС (РАТИ) отзвуки Великой Отечественной войны! Отправиться «По дорогам фронтовых театров» зрителям предложили студенты заочного отделения четвертого курса актерского факультета вуза со своим Мастером, народным артистом России Николаем Евгеньевичем Лазаревым. Дипломный спектакль «Третья ракета» - их творческий порыв представить действие, «после которого люди плачут, понимают, что есть Родина и что такое патриотизм», попытка ответить на вопрос, существующий извечно, вне времени, что значит «отдать жизнь за свою страну».

Постановкой «Третья ракета» (по мотивам одноименной повести В. Быкова) дан старт в декабре минувшего года крупномасштабному проекту ГИТИС (РАТИ) «По дорогам фронтовых театров», посвященному 75-летию Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

- «Как бережно открыть перед сегодняшним зрителем все самое сокровенное, душевное, обнажив общечеловеческое? – размышляет режиссер - постановщик спектакля, автор сценической редакции, профессор ГИТИСа, народный артист РФ Н.Е.Лазарев. - Труднейшая и, пожалуй, основная задача в такой работе – обжечь свою нервную систему предлагаемыми обстоятельствами тех трагических четырёх лет!.. Наш спектакль – рассказ о войне и наша попытка пробиться с боем, выжить и победить!..»

События, представленные в спектакле, происходят в Румынии летом 1944-го. Зритель становится свидетелем событий ожесточенных боев в ходе Ясско-Кишиневской операции. После гитлеровской контратаки советской обороны противостоять многочисленным атакам немецких танков и пехоты на коротком участке фронта предстоит небольшому артиллерийскому расчету. Их, пушкарей – «сорокапятчиков», в окопе всего шестеро!

У каждого своя судьба, свой характер, своя малая Родина! Познали мудрость и тяготы жизни командир расчета противотанкового орудия, старший сержант Маркел Желтых и наводчик орудия, якут Попов. Здесь же совсем мальчишка-сирота, еще более надломленный войной, пулеметчик Пашка Кривенок. Воюет белорус, в прошлом учитель, Василий Лозняк, ныне подающий...

Крайне противоречив в действиях, вызывающих неоднозначное зрительское восприятие, заряжающий Лешка Задорожный, оказавшийся в трудную минуту на войне слабее товарищей. Бывший футболист (прекрасная актерская работа Артура Мельниченко), он с легкостью идет по жизни, любит ее и хочет жить любой ценой.

Серьезно и вдумчиво подошел к созданию образа Павла Лукьянова, подающего, в прошлом студента архитектурного института, актер Александр Воробьев. Трагична судьба солдата, сдавшегося добровольно в плен, спасшегося, и до последнего вздоха в душе пронесшего раскаяние, искупившего свою вину и нашедшего в себе мужество перед смертью признаться во всем этом. И вот перед нами уже дилемма, порожденная двумя разными характерами в условиях войны: что страшнее трусость или предательство? Каковы их цена и последствия?

На сцене Война, непростая, ужасная! Именно она показывает, как раскрываются в обстановке постоянной смертельной опасности, в неравном бою характеры, обратная сторона человеческой натуры. Война звучит, жестко и достоверно. Звуки пикирующих бомбардировщиков, разрывов бомб, пулеметной стрельбы…Звуки Тишины и Музыка …Они как действующее лицо Войны ведут нас по страницам ее хроники и тоже рассказывают… (композитор - Лариса Казакова, партия виолончели - Марина Терешина, монтаж звука: студия «19&9»).

Именно война, по сути своей, противоестественное человеческой природе явление, порождает трагедию человека. В спектакле «Третья ракета» эта тема связана с потерей и гибелью близких и товарищей, отчаянием и страхом, а еще с любовью! Страшно умирать, ведь так хочется жить и любить! И как важно в этой ситуации «держаться за землю-матушку. В ней наша сила и наша надежда», - говорит один из главных героев пьесы.

Проходит ночь, а за ней день противостояния небольшого армейского артиллерийского расчета многочисленным превосходящим по силе и количеству вражеской техники и пехоты атакам. Полученный приказ: «Стоять насмерть, не пропустить врага!» - выполняется до последнего вздоха.

Один за другим в неравном бою с гитлеровцами гибнут пушкари-сорокопятчики. В небольших промежутках между затишьем и боем перед нами словно проносится их жизнь, короткая и яркая. Она, как вспыхивающая звезда в небе, россыпью одаривает крупицами воспоминаний, радостных мгновений, мечтаний – и гаснет… Делится своими воспоминаниями о доме и детях, суровый с виду, сержант Маркел Желтых, мечтает: «Только и радости, как подумаешь: эта война уже последняя. Довоюем, и баста. Второй такой не будет. Не должно быть! Сам я готов на все. Но чтобы в последний раз. Чтобы детям не пришлось хлебать все то же хлебово!»

В разные моменты, в течение 3-х дней и до конца, с ними, мужчинами, мы видим одну-единственную девушку - младшего сержанта медицинской службы, санинструктора Люсю, которую они ласково называют «наша Синеглазка».

Трогательна скрываемая друг от друга, но проявляемая в заботе и бережном отношении, солдатская влюбленность в нее. Нежность к девушке наполняет юношеские сердца бойцов, придает им силы и мужественности, напоминает об оставшихся дома матерях, сестрах...

Но слишком много досталось на долю санинструктора Люси: она спасает раненых, видит кровь, убитых. В довольно короткий период времени героине предстоит пережить смерть близких боевых друзей, минометный обстрел, первое убийство врага, печаль о несостоявшейся в жизни любви и собственную смерть! Задача тяжелейшая даже для опытных актеров! И здесь мастерски с актрисой, исполнительницей роли Люси, одной из сложнейших в спектакле, – Аленой Ромащенко, поработал Н.Е.Лазарев! – «Радуюсь и переживаю, глядя, как наша Синеглазка, не щадя себя, бросается в эти трагические обстоятельства спектакля!"- подводит итоги сотворчества режиссер-постановщик. Образ Люси заиграл, зажил полноценной жизнью! Любовь остро, коротко и пронзительно словно вдохнула жизнь в существование наших героев! ...Война, уничтожая жизнь, убивает их мечты и самое высокое предназначение любви – создавать новую жизнь и оберегать ее.

В далеком 1944-м в неравном бою с танками противника сложили свои головы солдаты небольшого артиллерийского расчета во главе со своим командиром, ст. сержантом Маркелом Желтых (исполнитель роли –Руслан Корнеков). В последнем отчаянном рывке навстречу наступающему со всех сторон врагу погибает ослепший в бою пулеметчик Пашка Кривенок (в его роли ярко заявил о себе самый юный актер Никита Орлов). Не стало якута Петрова, наводчика. Сыграть его оказалось непростой, но интересной задачей для Антона Клопова. Режиссерской находкой и подсказкой в работе над ролью оказались якутские выражения, междометия и даже предметы обихода! Для реализации задуманного пригласили в помощь настоящего якута, артиста Иннокентия Алексеева. Без его участия не получился бы такой колоритный персонаж!..

По-настоящему трогательна сцена прощания с павшими товарищами единственного оставшегося в живых Василия Лозняка, подающего (с ролью великолепно справился Алексей Белугин).

Прозвучал выстрел последней третьей ракеты в конце действия, словно напоминая: их больше с нами нет! Осталась Память... По зрительской реакции видно: спектакль состоялся! Время покажет, удалось ли «донести основные темы сценического воплощения повести Василя Быкова «Третья ракета» до зрителя, привнеся в суровое содержимое душевное, человеческое» (Н.Е.Лазарев).

Сегодня проект «Дорогами фронтовых театров», инициаторами которого выступили студенческие мастерские ГИТИС (РАТИ), представляет собой масштабную культурную акцию, объединяющую актеров и зрителей - детей, подростков, молодежь. Дань уважения они отдают ветеранам войны и труда, живущим рядом с нами, - тем, кто прошли трудными дорогами войны и блокады, полными боли, отчаяния, надежды и веры в лучшее, радости встреч, ожидания – к Победе! Дань памяти – погибшим героям!

География проекта, посвященного 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., обширна. Спектакли и концерты студенческих коллективов будут показаны в Московской, Брянской, Белгородской, Тульской, Курской областях. Состоятся встречи со зрителями и в европейских городах.

Проект реализуется при поддержке Администрации Президента РФ и Министерства культуры РФ.

Фото: Татьяна Маслова, редактор сайта РАТИ (ГИТИС)

Наверх